Ожерелье эпохи эллинизма

В классический период развития (с 475 г. до н.э.) Греция объединяла несколько самоуправляемых городов-государств, но при правлении Филиппа, царя Македонии, в начале IV в. до н.э. они были объединены под его властью.

В 336 г. до н.э. бразды правления перешли к его сыну – Александру Великому, создавшему огромную империю, в состав которой входили Малая Азия, Сирия, Египет, Месопотамия, Персия, Афганистан и долина Инда. Эпоху, продолжавшуюся со смерти Александра в 323 г. до н.э. (конец периода классицизма) до завоевания Греции Римом в 27 г. до н.э., сейчас принято называть эпохой эллинизма.

Два важнейших фактора характеризовали ее развитие: распространение греческой культуры в Египет и страны Азии и растущее влияние в самой Греции восточных и египетских идей. Греция эпохи эллинизма воспринимала формы прикладного искусства, присущие другим культурам, и в то же время передавала им собственные достижения.

Создававшиеся в эту эпоху изделия из металла являют собой огромное разнообразие смешанных стилей наряду с привнесением некоторых новых мотивов, в частности, таких как птицы и полумесяц.

Теперь ювелирные изделия перестали быть исключительным атрибутом членов правящих династий и высшей знати – их все чаще стали приобретать представители разбогатевшего купечества. Если в Греции классического периода запасы золота ограничивались местными источниками, то в эллинистическую эпоху его приток колоссально увеличился в результате доступа к азиатским и египетским источникам драгоценного металла.

Стили ювелирных украшений, прежде всего серег, значительно изменились: серьги в форме ладьи, популярные в классический период, ко II в. до н.э. почти исчезли, вытесненные многочисленными разновидностями круглых серег, изготовленных из золотого плетения, или полых золотых трубочек, которые с внешней стороны нередко украшались изображениями таких животных, как львы, козлы, собаки и быки.

Бусы, дошедшие до нас от III в. до н.э., сделаны из одинаковых полых бусин. Вместе с другими образцами ювелирных украшений они хранятся в Британском музее. Диадема инкрустирована сердоликом, она имитирует так называемый “узел Геракла”.

Важным новшеством, характерным для эллинистической Греции, было использование цвета. Если в Греции классического периода камни редко украшали изделия из металлов, то в эпоху эллинизма для этой цели стали широко применяться сердолик, гранаты, изумруды и аметисты наряду с фаянсом и эмалью. Кроме этого нововведения широкое развитие – особенно при изготовлении серег – получили филигрань и зернь.

Эллинистическая Греция заимствовала многие достижения египетской культуры, включая использование декоративного материала, известного как египетский фаянс (не имеющий никакого отношения к керамическому фаянсу), из которого делали искусственные самоцветы. Эта технология была разработана египтянами для того, чтобы решить проблему нехватки настоящих драгоценных и полудрагоценных камней, в первую очередь – лазурита. Смесь кварцевого песка и синего медного купороса нагревалась в горне до тех пор, пока не сплавлялась в комок однородной массы, которую позже можно было резать на куски и полировать для инкрустации ювелирных украшений.

В Греции – как и в Вавилоне, Египте, а также минойской и микенской цивилизациях – для подтверждения подлинности и установления принадлежности документов широко применялись гравированные печати. Александр Великий позволил лишь одному граверу вырезать свой портрет на гемме, которая стала после этого выполнять роль официальной печати.

Все перстни Александра служили конкретным целям, связанным с управлением государством, и когда перед смертью император, передавая прерогативы, вручил свою печатку великому полководцу Пердикке, это символизировало наделение его высшей военной властью. Вскоре после смерти Александра созданная им империя стала распадаться.